Чтобы определить, при каких значениях переменной ( x ) имеет смысл выражение ( \frac{x-5}{x^2 - 4x - 21} ), нам нужно выяснить, при каких значениях знаменатель не равен нулю. Это важно, так как деление на ноль в математике не определено.
Начнем с анализа знаменателя:
[ x^2 - 4x - 21 ]
Чтобы найти, при каких значениях ( x ) знаменатель равен нулю, решим уравнение:
[ x^2 - 4x - 21 = 0 ]
Это квадратное уравнение, которое можно решить с помощью формулы для корней квадратного уравнения:
[ x = \frac{-b \pm \sqrt{b^2 - 4ac}}{2a} ]
Где ( a = 1 ), ( b = -4 ), ( c = -21 ).
Подставим эти значения в формулу:
[ x = \frac{-(-4) \pm \sqrt{(-4)^2 - 4 \cdot 1 \cdot (-21)}}{2 \cdot 1} ]
[ x = \frac{4 \pm \sqrt{16 + 84}}{2} ]
[ x = \frac{4 \pm \sqrt{100}}{2} ]
[ x = \frac{4 \pm 10}{2} ]
Получим два решения:
[ x = \frac{4 + 10}{2} = \frac{14}{2} = 7 ]
[ x = \frac{4 - 10}{2} = \frac{-6}{2} = -3 ]
Таким образом, знаменатель обращается в ноль при ( x = 7 ) и ( x = -3 ).
Следовательно, выражение ( \frac{x-5}{x^2 - 4x - 21} ) не имеет смысла при ( x = 7 ) и ( x = -3 ) из-за деления на ноль.
Итак, выражение имеет смысл при всех значениях ( x ), кроме ( x = 7 ) и ( x = -3 ).
Ответ: выражение (\frac{x-5}{x^2 - 4x - 21}) имеет смысл при всех значениях ( x ), кроме ( x = 7 ) и ( x = -3 ).